Стенограмма выступления О. Румянцева на международной научной конференции по Крыму

Румянцев О.Г.

Президент Фонда конституционных реформ, кандидат юридических наук

Я думаю, что наша конференция носит не только научный, но и общественно-политический характер. Ценность Крыма, Крымской весны невероятно важна для нас, она полностью соответствует общенациональным интересам, которые комплексно изложены в преамбуле Конституции Российской Федерации.

Отношение к Крыму – это чувствительный индикатор того, кто и как относится к этим общенациональным интересам. Крым, Крымская весна – это общецивилизационный проект нашего возрождения. Конечно, должна быть благодарность и народу Крыма, и тем героям, которые здесь выступали, и президенту Российской Федерации. Наконец-то мы увидели со стороны президента Российской Федерации прямое действие, прямую политическую волю, которых так часто не хватало, начиная с начала 1990-х годов. Это была блестящая политическая операция цивилизационного значения, которая завершилась так, как она должна была завершиться. А как часто мы страдали от совершенно противоположных действий либо бездействия в условиях ельцинско-козыревской внешней политики… Да и позиция Владимира Лукина при подписании договора с Виктором Януковичем была скорее продолжением подобной линии. Конечно, нужно было Лукину подписывать! Великая держава, соавтор Будапештских соглашений, мы должны были не только держать руку на пульсе или наблюдать, обходить красноречивым молчанием, но должны были участвовать в решении судьбы братского народа путем прямых действий. Заслуга президента Российской Федерации В.В. Путина в случае с Крымом заключается в прямом действии. Это исключительно важно.

Как ответственный секретарь Конституционной комиссии Съезда народных депутатов Российской Федерации в 1992-1993 годах более чем активно поддерживал комиссию нашего Верховного Совета по Крыму, возглавлявшуюся замечательным и самоотверженным депутатом Е.К. Пудовкиным.

Верховный совет отметился двумя постановлениями: постановлением 1992 года о решении 1954 года и постановлением 9 июля 1993 года о статусе города Севастополя. Присутствующий здесь сенатор от Крыма Сергей Цеков прекрасно помнит, как наша Конституционная комиссия помогала Верховному Совету Крыма готовить проект Крымской Конституции. И благодаря тому сотрудничеству именно в Конституции Республики Крым 1992 года появилась глава «Гражданское общество», которая была подготовлена Конституционной комиссией России, но которой в нашей Российской Конституции, в итоге, не осталось. И этот пробел сегодня весьма ощутим. А в Крымской она появилась и сохранилась, чем в числе прочего, очень ценна та Конституция 1992 года. К слову, и на 10-м внеочередном Съезде в осаждённом Доме Советов Российской Федерации мы неоднократно в выступлениях депутатов ставился вопрос о Крыме. И, если бы не печальная судьба Съезда народных депутатов, вопрос был бы решён гораздо раньше 2014 года.

После трагического разгрома Съезда и Верховного Совета у меня было несколько вариантов места работы, но выбрал я должность советника на общественных началах Президента Крыма Юрия Александровича Мешкова. В удушающих условиях 1994 года мы готовили концепцию конституционно-правового развития Крыма. Спасибо Владимиру Лафитскому, замечательному эксперту Конституционной комиссии, недавно он издал книгу «Великие конституции», в которой воспроизведены целые фрагменты той самой концепции конституционно-правового развития Крыма. Мы рассматривали тогда Крым как объединяющее начало для союзного государства России, Украины, других союзных республик. Но когда мы разрабатывали ту концепцию, то думали о том, чтобы выстраивать новое союзное государство и что Крым станет объединяющим мостиком в этой концепции. Концепция «Крым как объединяющее начало» (мы предполагали, что граждане Крыма станут гражданами Российской Федерации) имеет право на существование, это очень перспективный подход. Президентская администрация в Кремле тогда всячески игнорировала деятельность Президента Республики Крым Ю.А. Мешкова и тех, кто старался ему помочь. В 1996 году как одним из разработчиков договора о союзном государстве и заместитель ответственного секретаря Парламентского собрания Союза Белоруссии и России я применил некоторые наши «крымские» подходы к проекту нового Союзного государства.

Я думаю, что киевское гауляйтерство рано или поздно закончится, и компания «Монсанто» съедет с украинских черноземов вместе со своими ГМО. Уже сегодня исключительно важно выстраивать концепции и подходы, в рамках которых мы смогли бы конструктивно взаимодействовать с Украиной.

Рядом со мной сидит наш добрый друг Кристиан де Фулуа из Брюсселя, руководитель Ассоциации аккредитованных лоббистов при Европейском союзе. Когда в 2015-2016 годах я представлял в Европейском Союзе «Росатом» по одному из его проектов, Кристан де Фулуа немало помог нам в налаживании отношений в невероятно враждебном Брюсселе того времени. А 6 сентября 2017 года Кристиан совершил чуть ли не политическое аутодафе, провозгласив международную лоббистскую кампанию за признание Европейским Союзом Крыма частью Российской Федерации. Это, конечно, было проявлением мужества со стороны нашего партнёра. И его инициатива нашла немало откликов в разных странах, в том числе и в нашем Совете Федерации был сделан комментарий председателя комитета по международным делам, сенатора К.И. Косачёва.

Я считаю, что сегодня в ЕС нам надо использовать любые возможности и инструменты народной дипломатии. Ассоциация господина де Фулуа зарегистрирована в Transparency Register при Европейской комиссии Жан-Клода Юнкера. Это механизм представления интересов, очень часто неформальных (это добровольный реестр). И такие вот НКО вполне могут работать и на представление интересов Крыма в Европейском Союзе.

Наша задача – использовать апробированные подходы и креативно искать новые возможности. И сегодняшняя вроде бы научная конференция – прекрасная площадка для применения такого поиска. Спасибо организаторам – РИО и Фонду Натальи Алексеевны Нарочницкой, за их подвижническую деятельность.

В заключение хочу обратить внимание на розданный участникам конференции свежий номер журнала «Конституционный вестник» №4 (22), март 2019, только вчера вышедший из печати. И это отнюдь не реклама. В нём есть специальная рубрика «Актуальное: Крым» к нынешнему 5-летнему юбилею. В этой рубрике вы найдёте наряду со статьями упоминавшегося уже здесь Кристиана Д. де Фолуа и моего коллеги по Верховному Совету П.А. Лысова, также интереснейший конституционно-правовой и международно-правовой анализ здесь также присутствующего Е.А. Данилова, в 1990-е годы сменившего В.Д. Зорькина на должности руководителя Группы экспертов Конституционной комиссии, а позже возглавлявшего Правовое управление Госдумы. Его анализ, подготовленный по заказу депутата ГД К.Ф. Затулина посвящён перспективам обращения в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросу о конституционности актов о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР в 1954 г.

Статья включает четыре раздела. В разделе I изложены результаты исследования порядка передачи Крымской области из состава РСФСР в состав УССР и соображения о юридическом статусе нормативных актов, легитимировавших такую передачу, с точки зрения советского и российского конституционного права. В разделе II проводится обзор законодательства и практики Конституционного Суда по вопросу о проверке конституционности положений законодательства СССР и РСФСР. В разделе III освещаются перспективы корректировки полномочий Конституционного Суда и пределы некоторых других вариантов действий. В разделе IV сделаны основные выводы по результатам проведенной работы.

Обязательно ознакомьтесь с этим детальнейшим и высоко-профессиональным анализом, итогом командной работы.

Как видите, работа по Крыму всегда была командным делом, объединяющим самых различных политиков, учёных, неравнодушных граждан. Она всегда будет оставаться таковой, объединяющей нас.

Список литературы:

Е. А. Данилов. О перспективе обращения в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросу о конституционности актов о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР в 1954 г. – «Конституционный вестник» №4 (22), март 2019, Фонд конституционных реформ. М. С.203-221

К.И.Косачёв. Признание Крыма российским? Обсуждение статьи Де Фолуа» [04.04.2018 https://aftershock.news/?q=node/571694&full

Кристиан Д. Де Фолуа. Легитимный вопрос о признании Крыма. «Конституционный вестник» №4 (22), март 2019, Фонд конституционных реформ. М. С.221–225

Christian D. de Fouloy. Lobbying For Recognizing Crimea’s De Facto Russian Status. Submitted By Christian On Wed, 09/06/2017 - 12:37 http://www.aalep.eu/lobbying-recognizing-crimea%E2%80%99s-de-facto-russian-status

В.И. Лафитский. Великие конституции. (Истоки, факторы развития и роль в современном мире). –М: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2017.– 516 с. Приложение II. Работы по обеспечению конституционной реформы в Республике Крым (1994-1995 гг., О.Г..Румянцев, В.Н. Додонов, В.И.Лафитский – с.455-481)

О.Г. Румянцев. Конституция Девяносто третьего. История явления. (Документальная поэма от Ответственного секретаря Конституционной комиссии Российской Федерации (1990-1993 гг.) в семи частях с Прологом и Эпилогом). М: «Издательство РГ», 2018, Издание третье, расширенное и дополненное. 400 с.

21.05.2019