Российская газета о социологическом исследовании Фонда конституционных реформ (1993 год)

«Лишь народ сохраняет здравый смысл»

В последние предсъездовские дни наблюдатели расходились в своих оценках, порой прямо противоположных. Делались они на основе прошедших заседаний парламента, где фактически смоделировалась съездовская ситуация. Особенно характерны в этом смысле депутатские дебаты в минувший четверг. Представители фракций в тот день выдвигали самые различные предложения: проводить референдум или не проводить его, принимать после доработки конституционное соглашение или вообще не заниматься им, полагая, что лучший вариант – принятие нового закона. Разброс мнений был велик. Лишь наследующий день удалось определиться с повесткой Съезда.

Вполне возможно, что сегодня вокруг неё вновь разгорятся споры. А поскольку в последнее время стало особо популярным постоянно ссылаться на народ, то именно его именем – народа – и будут вноситься предложения.

Однако обратимся к некоторым цифрам социологического исследования, проведённого не так давно Фондом конституционных реформ в столице и ряде российских регионов. Согласно опросу тех, кто поддерживает референдум и готов на него прийти, несколько больше, чем их оппонентов. Но не настолько, чтобы обеспечить его успех. Ожидаемая явка избирателей не превысит 40 процентов. Срыв же референдума может иметь для Федерации трудно предсказуемые негативные последствия.

Эксперты Фонда приходят к выводу, что от плебисцита следует отказаться. Хотя этот шаг можно назвать и коварным, поскольку вначале население "завели" и в очередной раз обманули, но все же это меньшее зло в сравнении с провалом.

На каком варианте остановятся сегодня депутаты? Хочется, чтобы выбор был разумным. На это способен Съезд.

Но вернемся вновь к цифрам. Президентская сторона постоянно "давит" на парламент, заявляя о необходимости усиления своего влияния в проведении реформ. Наиболее радикальные демократы выдвигают идею президентской республики. Но все тот же народ отвергает как чисто парламентскую, так и президентскую форму правления. Наиболее распространенным мнением оказывается то, что россияне считают необходимость сильной власти и той, и другой стороны, которые уравновешивали бы друг друга. При этом говорится, что Президент не может иметь право распустить парламент, а последний не мог бы отправить в отставку все правительство. За подобный вариант высказывалось 34 процента опрошенных.

Любопытен и еще один факт. В волю познавший "развитой социализм." И брошенный в начале прошлого года в "либеральную шокотерапию" народ начал твердо отказывать в поддержке тем политикам, которые тащат его в социалистический или капиталистический "рай". Абсолютное большинство за "смешанную модель при равноправии частной и государственной собственности, при этом с сохраняющейся ролью государственного регулирования экономики. Заданное решение выступает 52 процента опрошенных.

Впрочем, а кому проводить реформы? В последнее время и Президент России, и Председатель Верховного Совета не раз говорили о необходимости досрочных выборов Правда, расходясь по срокам, Борис Ельцин предлагает вначале переизбрать депутатский корпус, а лишь затем, год спустя, Президента. Руслан Хасбулатов – за одновременные выборы весной будущего года. Лидеры оппозиционного блока "Российское единство", "грозя" неминуемой национальной  катастрофой, настроены более радикально: выборам быть осенью нынешнего года.

Однако возникает вопрос: а кого выбирать? Политическая нестабильность, провалы в экономике привели к тому, что авторитет лидеров растерян. А новые имена не появились. Серьезно пошатнулись позиции Бориса Ельцина. Если в столице он имеет достаточный рейтинг, то в глубинке значительно отстает от Руцкого, который сохраняет положительный, хотя и шаткий баланс в пользу доверия. Еще труднее приходится парламентариям, даже тем, кто занимается активной деятельностью.

А тем временем Президент России в преддверии Съезда направляет в парламент свой вариант вопросов референдума и, не ожидая реакции парламента,  предполагает, что, скорее всего, их отклонят, а заодно и отменят плебисцит. Поэтому намеревается внести на рассмотрение законопроект о власти. Естественно предположить, что в нём говорится о "всевластии" исполнительной власти. Но в парламенте буквально на днях появилось три законопроекта, также касающихся разделения властей. Какой из четырех нормативных актов заслуживает принятия? Соломоново решение будет найти непросто.

Александр ЛИНЬКОВ, парламентский обозреватель.

 

Источник: Российская газета № 46 от 10.03.1993 г.

01.09.2008